причины плохой учебы

Ваш ребенок хорошо учился в начальной школе, но с переходом на следующую ступень образования потерял всякий интерес к познавательной деятельности и отлынивает от уроков? Или, может быть, он никогда и не рвался грызть гранит науки, и, вступив в подростковый возраст, стал выходить из-под родительского контроля, бунтовать против учебы? Такие проблемы часто тревожат родителей. Чтобы принять действенные меры и добиться от ребенка результатов в учебной деятельности, нужно, в первую очередь, разобраться с причинами, вызвавшими нежелание учиться.

Почему подросток не хочет учиться?

Отсутствие цели, стимула. Ученик не видит перспективы будущего, не имеет цели, добиться которой ему бы помогло хорошее образование. Изучаемый материал не вызывает у него интереса, уроки преподаются скучно и занудно. Необходимо разнообразить занятия, помочь ребенку разобраться, зачем он учится.

Напряженная атмосфера и конфликты в школе. Согласно Пирамиде Маслоу человек имеет первичные потребности в безопасности, питании, сне. Стремление получить новые знания – это уже вторичная потребность. Зачастую ребенок сталкивается в школе с буллингом, невыносимым давлением, враждебностью. Нездоровые отношения с одноклассниками и учителями напрочь отбивают желание учиться. Эта проблема самая распространенная. Больше половины детей не любят ходить в школу из-за стресса, с которым они неизбежно сталкиваются в учебном заведении .

Многим родителям кажется, что ребенок просто ленится, раз жалуется на усталость после 4-х – 5-ти уроков. На самом деле, напряженная атмосфера забирает огромные внутренние ресурсы. Поэтому лучше не напирать на уставшего ребенка, а спокойно поинтересоваться, как прошел день, все ли в порядке в плане отношений со сверстниками, преподавателями.

Прессинг со стороны родителей. Когда родители чрезмерно давят на свое чадо, жестко и бескомпромиссно заставляют заниматься, появляется потребность сопротивляться такому насилию. Протест в данном случае можно назвать положительным признаком, который означает, что воля у человека не сломлена.

Перегруженность. По возвращении домой из школы ученику требуется как минимум полтора часа, чтобы восстановить свои силы. Некоторые родители встречают ребенка назойливыми вопросами, поручениями, требованием незамедлительно приступать к выполнению домашнего задания. Утомленный, ребенок будет плохо концентрироваться и запоминать, отвлекаться. У несчастного ученика выработается стойкое отвращение к школе и занятиям, так сильно его изматывающим.

Отсутствие похвалы, поощрения. Слишком строгое и критичное отношение родителей ко всему, что делает ребенок, формирует заниженную самооценку. Подростку становится все равно, получает он учебные достижения или нет. В любом случае заслужить одобрение не получится.

Зависимости от чего-либо. Для каждого возраста характерна определенная зависимость. Сначала ребенка тянет к игрушкам и прогулкам с друзьями, затем – к компьютерным играм, в подростковом возрасте – к компании сверстников, дурным привычкам. Разумеется, непреодолимое влечение, перерастающее в зависимость, отвлекает от учебы.
Плохое окружение, дурное влияние ближайших друзей, не желающих заниматься образованием.

Как родителю мотивировать подростка хорошо учиться?

  • Поддерживать, хвалить за приложенные усилия, даже если результат все еще оставляет желать лучшего.
  • Не поощрять деньгами. На короткое время денежное вознаграждение заставит поработать, но, чем дальше, тем сильнее будут увеличиваться аппетиты подростка, он захочет получать все больше и больше.
  • Приучать ребенка к труду с раннего возраста. Привычка – вторая натура.
  • Вдохновлять собственным примером. Бесполезно требовать от чада садиться за уроки, когда сами на его глазах развлекаетесь, просматривая ленту новостей в соцсетях, расслабляясь перед телевизором. Нужно развиваться, читать книги, если хотите, чтобы дети занимались тем же.
  • Уделять внимание интересам и способностям подростка. Если у ребенка выраженная склонность к изобразительному искусству, не стоит насиловать его натуру и определять в физико-математический лицей. По-настоящему хорошим специалистом человек может стать только в любимом деле.
  • Проявлять эмпатию. «Я понимаю, что тебе не всегда хочется заниматься, но без этого ты не добьешься успеха в жизни».
  • Рассмотреть возможные перспективы, предположить, кем можно работать без образования: официантом, сварщиком, уборщиком. Не стоит говорить, что такие специальности недостойны внимания, ведь все профессии нужны. Просто поинтересоваться, хочет ли подросток так зарабатывать на жизнь в будущем. Если нет, то чего он хочет?
  • Помочь определиться с профессией мечты, рассказать о своем опыте выбора специальности.
  • Ни в коем случае не стоит давить на подростка, силой заставлять учиться. Родителям стоит отнестись с пониманием и терпением к своему чаду, осознавать сложность подросткового возраста, выстраивать мягкие, доверительные отношения.

Похожие записи