отличник

Большинство родителей желает своим детям только самого лучшего. Все хотят, чтобы их ребёнок был накормлен, одет, обут, хорошо себя вёл, уважал старших, и, конечно же, прилежно учился, чтобы в будущем поступить в достойный университет и получить высокооплачиваемую работу. Но насколько важна хорошая учёба для самого ребёнка? И что вообще следует понимать под выражением «хорошая учёба»?

Сейчас широко распространена идея важности раннего развития. Многие родители стремятся начать обучать ребёнка как можно раньше, чтобы обеспечить ему удачный старт в жизни. Уже с младших классов дети не только выполняют школьные задания, но и посещают различные кружки, секции, посещают дополнительные занятия. Всё это, по мнению родителей, направлено на то, чтобы в будущем их ребёнок стал успешным. А учёба на одни пятёрки расценивается как «текущий», «промежуточный» показатель жизненного успеха. Именно поэтому так много родителей мечтает о ребёнке-отличнике.

Зачастую по вопросу «Надо ли заставлять ребёнка учиться только на «пять»?» родители занимают одну из диаметрально противоположных позиций: одни считают, что всё, что ниже самой высокой оценки, — это провал, а другие утверждают, что качество учёбы не имеет никакого значения, ведь многие знаменитости в школе были троечниками. К сожалению, чаще всего обе крайности приводят к плачевному результату: в первом случае вырастает человек закомплексованный, не верящий в свои силы, а во втором — безответственный, не привыкший прикладывать усилия для достижения цели.

В чём же глубинные причины таких итогов и каким должно быть отношение школьника к учёбе на самом деле? Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим преимущества и недостатки подхода «отличная учёба любой ценой».

Плюсы:

  • Дисциплина и волевые качества. Ребёнок растёт, и с каждым годом его возможности расширяются. А это значит, что и обязанностей у него теперь больше. Дети, получающие в школе одни «пятёрки», очень рано усваивают, что в жизни всё даётся не просто так: для нужного результата надо много и усердно работать. Кроме того, они приучаются не сдаваться при возникновении трудностей, не бросать начатое на полпути и добиваться своего. Такие дети умеют отвечать за свои поступки и грамотно организовывать свою работу, что, несомненно, очень пригодится им в будущем.
  • Широкий круг знаний. Хотя оценка далеко не всегда отражает знания и часто бывает субъективной, следует всё же признать, что для того, чтобы её заслужить, нужно хорошо владеть учебным материалом. Отличники в отличие от остальных учеников имеют больший запас знаний по самым разнообразным предметом, что может сыграть важную роль при выборе профессии.

Однако, несмотря на эти, безусловно, привлекательные перспективы, существует и обратная сторона медали, так что теперь перейдём к возможным негативным последствиям.

Минусы:

  • Недостаток социальных навыков. Детям, которые настроены получать только отличные оценки, приходится тратить на учёбу гораздо больше времени, чем их сверстникам, что может привести к дефициту общения и трудностям социальной адаптации, ведь отличники недополучают важный опыт, связанный с умением устанавливать контакты и решать конфликты. В дальнейшем это может отрицательно сказаться на всех сферах жизни человека от карьеры до личной жизни.
  • Излишний перфекционизм. Отличники живут по принципу «всё или ничего». Любой промах сразу же воспринимается ими как провал, из-за чего их преследует непрекращающийся страх совершить ошибку. К сожалению, такой человек не понимает, что ошибки — естественная часть процесса обучения, обеспечивающая дальнейшее самосовершенствование. В итоге перфекционист, боясь ошибиться, может не приступить к работе вообще. Такое отношение к жизни сильно тормозит человека, мешает ему развиваться.
  • Зависимость от мнения окружающих. Школьник, основной целью которого всегда была «пятёрка», теряет способность самостоятельно оценивать свои успехи и неудачи. Он привыкает ориентироваться только на мнение других людей, что лишает его внутреннего стержня и опоры на себя и свои силы. Став взрослым, он испытывает проблемы с уверенностью в себе и самоуважением, что существенно снижает качество жизни.
  • Склонность к эмоциональному выгоранию. Все дети обладают разным уровнем способностей. Может случиться так, что ребёнку трудно даётся учёба и, стремясь заслужить высшую оценку, он вынужден работать на пределе своих возможностей. В большинстве случаев это приводит к эмоциональным перегрузкам, что может впоследствии стать причиной проблем со здоровьем.

Как можно заметить, отличная учёба имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Поэтому, решая, требовать от ребёнка всех пятёрок или нет, важно взвесить все «за» и «против», основываясь на способностях, интересах и психоэмоциональном складе личности самого ученика, а не на своих личных амбициях. Необходимо приучать школьника к труду и ответственности, но при этом не отбивать интерес к учёбе и не предъявлять завышенных ожиданий. И, конечно, нужно не забывать показывать своему ребёнку, что, какие бы у него трудности ни возникли, вы всё равно любите его, готовы помочь и поддержать.

Похожие записи