Ребенок боится школы

Причины школьной фобии очень сложны. Их объяснение часто требует многогранного взгляда на данного ребенка не только в контексте конкретных ситуаций, происходящих в школьном пространстве, но и ряда зависимостей, определяющих такие, а не другие реакции.

Острые фобии обычно возникают у самых маленьких учеников, в начале образовательного пути. Они ситуативные, но часто появляются в связи с такими проблемами, как:

  • высокая зависимость от родителей;
  • низкая самооценка;
  • невротические расстройства;
  • склонность к депрессии;
  • возникновение психических заболеваний в семье.

Ребенок с таким семейным анамнезом, психическим строением и эмоциональными расстройствами, чаще не справляется с новой ситуацией, которая заключается в необходимости посещать школу, выполнять обязанности, участвовать в сложных и не всегда приятных отношениях со сверстниками.

В самом начале малыши, ранее прочно связанные с семьей (особенно с матерью), чаще впадают в тревогу разлуки. В таких ситуациях событие, воспринимаемое как непосредственная причина фобий (психологическое и физическое насилие, проблемы с обучением, проблемы с адаптацией), может быть лишь катализатором, запускающим естественные тенденции со страхом реагировать на то, что нежелательно.

Хронические фобии часто могут быть еще более сложными. Основные причины их формирования видят специалисты не в школьной среде, а дома.

Одной из важнейших детерминант обычно оказывается невротическая личность родителей, характеризующаяся склонностью к беспокойству, жалобам, депрессии и ряду страхов.

Они обычно создают вредную конфигурацию, в которой ребенок становится сильно привязанным к дому и, таким образом, становится зависимым и наполненным страхом.

Надо признать, что у него завышенное мнение о себе, привитое родителями, которое, однако, столкнувшись с мнением внешнего мира, часто разваливается, как карточный домик.

Отсюда сильный страх неудачи и критическая оценка сверстников или учителей, отсюда тенденция убегать от источника напряжения, который находится в школе.

Тогда может наблюдаться абстиненция, воспринимаемая как застенчивость, а также агрессивные или саморазрушительные поведенческие расстройства и эскапизм в чистом виде, то есть прекращение посещения уроков.

При таком подходе школьная фобия ближе к социальному и обобщенному феномену тревоги.

Конечно, есть и случаи, которые легче объяснить.

Наиболее классическим из них является насилие в среде сверстников, как физическое (избиение), так и психологическое (высмеивание, обесценивание, записи с намерением быть обнародованным в Интернете и т.д.).

Если все это приобретает высокую интенсивность, это способно привести к срыву или фобии даже ранее резистентных и эмоционально стабильных детей.

В последнее время большое внимание уделяется давлению, оказываемому не только амбициозными родителями, но и учителями или героями социальных сетей.

Похожие записи