Какие методы обучения лучше?
Есть мнение, что человек узнает:
- 10% того, что читает;
- 20% того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- 50% того, что видит и слышит;
- 70% того, что обсуждает с другими;
- 80% того, из чего имеет непосредственный опыт;
- 95% того, что мы объясняем другим.
Эти данные показывают, что обучение, основанное, в основном, на устной передаче знаний (классический фронтальный урок), очень мало влияет на обучение учеников (только 20%), в то время как методика, допускающая групповое обсуждение, дает больше плюсов (около 70%). Однако наиболее интересными данными являются те 95%, которые утверждают, что никогда так хорошо не выучить концепцию, процедуру, правило, абзац или любой другой материал, если не сможешь объяснить это другим.
Фактически, одним из самых эффективных методов когнитивной обработки является объяснение материала другому человеку. В области инклюзивного образования исследования взаимного обучения показывают, что школьники, которые получают объяснения от сверстников, узнают гораздо больше, чем те, которые работают в одиночку. Но даже те, кто дает более или менее сложные объяснения, в зависимости от контекста, учатся еще больше и эффективнее. Благодаря кооперативному обучению, школьники учатся лучше и быстрее, чем просто при прямом общении с учителем.
Что такое совместное обучение?
Это метод обучения, который использует групповой ресурс и обеспечивает передачу знаний не от учителя к ученику, а от ученика к ученику посредством обмена знаниями и активного участия тех, кто участвует в этом механизме. Этот механизм связывает субъектов в игре взаимозависимостей, не позволяющей им уклоняться от общей работы.
Таким образом, совместное обучение структурирует образовательный контекст, в котором учащиеся, организованные в небольшие группы, в которых каждый учащийся играет определенную роль, могут с хорошими шансами на успех решать сложные и реальные задачи, требующие когнитивных процессов более высокого уровня.
Успешное сотрудничество включает в себя некоторое согласие по общим целям и ценностям, объединение индивидуальных навыков на благо группы в целом, автономию учащегося в выборе того, как работать, и гибкость в организации группы. Для эффективного сотрудничества между членами группы должна быть реальная взаимозависимость в выполнении задачи, приверженность к взаимопомощи, чувство ответственности за группу и ее цели, а также необходимо уделять внимание социальным и межличностным навыкам в развитии групповых процессов.
Человек — социальное существо, то есть личность, которая выстраивает правила и соглашения, составляющие социальную реальность с другими индивидами. Поэтому, работая в кооперативных группах, учащиеся направляют свои усилия на помощь другим. Сталкиваясь со сложными, трудными и иногда непредсказуемыми ситуациями, и помогая другим, они учатся делать все возможное, при этом открывая и оценивая неожиданные личные ресурсы.
Результатом является, прежде всего, развитие и усиление когнитивных способностей, которые, в целом, превосходят те, что требуются для деятельности, предлагаемой традиционной школой, и их применения от искусственных ситуаций учебного контекста к более аутентичным ситуациям реальной жизни. Более того, они побуждают координировать свои собственные обязательства с обязательствами своих сверстников для достижения определенных целей. Со временем дети учатся ценить индивидуальную ответственность, сотрудничество, помощь, принятие того, что кто-то отличается от них и вклад других в совместные усилия. Эти элементы составляют основу так называемых «обучающихся сообществ», которым сегодня эксперты уделяют особое внимание.
Совместное обучение занимает слишком много времени в школе?
Большая часть преподавательской деятельности в школе, по-прежнему, основана на плотном графике уроков, на проверке или опросе. Но с целью изменения, создания школьной системы, которая заботится о том, как дети учатся, об индивидуальных различиях, стилях обучения, школа должна быть заинтересована в содействии более прочному и стабильному обучению и, следовательно, в принятии более продолжительных периодов обучения.
Не стоит забывать, что цель обучения — это истинная интернализация концепций с участием всех заинтересованных сторон, а не проверка или завершение программы, как это часто бывает. Более того, совместное обучение происходит тогда, когда в группе царит хорошая гармония, когда много времени посвящается поддержанию позитивной атмосферы в классе, учитываются чувства всего сообщества. Достичь этого непросто, и требуется конкретная, постоянная и упорная приверженность.