Синдром отличника

Все родители желают своим детям только самого лучшего, а порой даже большего, чем есть у них самих. Лучшая работа, семья, хобби. Все, в чем не сумели реализовать себя сами, люди стараются перенести на своих детей из самых добрых побуждений. Неудивительно, что мамы и папы требуют успехов в учебе, спорте, науке, иногда даже не интересуясь мнением детей в этот момент. Родители заведомо предъявляют ребенку завышенные требования, практически никогда не удовлетворяясь «хорошим» результатом. В пример можно привести всем известное выражение: «а почему не пять?». В нежном возрасте, когда ребенок еще сам не способен оценивать свои успехи на основании способностей и приложенных усилий, оценка родителей становится единственно верной и приводит к закономерному стремлению улучшить результат. Причин этому может быть множество: повышенная требовательность родителей, заниженная самооценка ребенка, недостаток внимания. Однако все они (причины) приводят к формированию так называемого «синдрома отличника». Что это за синдром и в чем его суть?

Синдром отличника — это психологическая особенность личности, заключающаяся в стремлении достичь высоких целей и признания общества. У детей это выражается в необходимости идеально учиться, получать только самые лучшие оценки, заслуживая этим похвалу родителей и общества, а у взрослых — в стремлении стать идеальным работником, семьянином. Чем же это плохо? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте представим волчонка, вскормленного травоядным животным. Волчонок жует плоды, траву и корни деревьев, подражая приемной матери. Такая пища не приносит ему удовольствия, да и не является для него подходящей, однако, несмотря на это, он продолжает есть, ведь главное для него — результат (одобрение родителя), а не сам процесс приема пищи. Так происходит и с детьми, не получающими удовлетворения от процесса. В результате этого у ребенка постепенно накапливается разочарование, подавленность и раздражение, нередко приводящие к нервному срыву. При негативных результатах проблемы становятся глубже, ухудшается мнение о себе. В итоге у ребенка или взрослого формируется нестабильная самооценка, которая зависит от успехов и мнения окружающих. Человек не берется за новую задачу, если опасается, что не справится с ней или бросает её при первых признаках неудачи. Нередки случаи достижения цели любыми методами, даже причиняющими вред остальным людям. У ребенка формируется представление о том, что задача либо должна быть выполнена идеально, либо не должна быть выполнено совсем.

Проблема всегда произрастает из детства. В результате действия родителей у ребенка или взрослого человека с синдромом отличника никогда нет времени на то, что ему действительно нравится. Он глубоко несчастен. Чтобы избежать таких ситуаций, родителям следует запомнить, что ребенок — это не они сами. У него свои предпочтения, своя жизнь. Задача родителей — не навязывать ему свои мечты и желания, а поддерживать в его начинаниях, окружая заботой и теплом.

Похожие записи