При поступлении в школу комиссией отслеживается школьная зрелость ребенка. Этот термин включает физическую, умственную и социальную пригодность ребенка, это означает зрелость центральной нервной системы. На основе собеседования учитель следит за тем, сможет ли ребенок пойти в школу и справиться с требованиями, которые будут предъявляться к нему в роли школьника. Помимо концепции школьной зрелости, родители могут также столкнуться с концепцией готовности к школе, которая влияет на область способностей с точки зрения воздействия окружающей среды и образования.
Что должен знать ребенок?
- Имя и адрес проживания, имена, возраст и род занятий его семьи.
- Основные цвета, геометрические формы, ряд цифр от одного до десяти, части тела, животные, растения.
- Знать основные особенности времен года, уже начинать ориентироваться по дням недели.
Что нужно знать и различать?
- Различия в похожих изображениях, ребенок понимает, какие из изображений разные.
- Знать, какой объект больше, какой меньше, и складывать их по размеру.
- Знать, что изображено на картине, пересказывать историю, знать стихи, которые ребенок может воспроизвести.
- Распознавать спину и лицо, переворачивать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, завязывать шнурки.
- Различать акустически похожие слова, распознавать идентичные слова, даже слова без значения.
- Ориентироваться во времени — сегодня, завтра, вчера, утро, вечер, день, ночь.
- Ориентироваться в пространстве — вверху, внизу, рядом, спереди, сзади, по центру, справа, слева, перед, позади.
- Понимать причину и следствие, аналогию, допустим днем свет, а ночью темно.
Что делать ребенку?
- Пальчиковые игры. Касание большого пальца остальными пальцами руки.
- Прыгать на одной ноге.
- Участвовать в контролируемой деятельности, дольше удерживать внимание, не отвлекаться на внешние раздражители.
- Реагировать на инструкции и выполнять разные задачи в соответствии с инструкциями.
- Уметь оторваться от родителей и не плакать, общаться со взрослым.
В каждой начальной школе есть разные требования к первоклассникам и разные критерии для определения школьной зрелости. Тем не менее, приведенный выше список является ориентиром для определения зрелости ребенка.
Для родителей и дошкольников
Начало школы должно быть для ребенка приятным, счастливым, успешным.
Чтобы ребенок без разочарований и многочисленных проблем справился с этой сложной ситуацией, он должен быть не только достаточно развитым и социально зрелым, но и хорошо подготовленным.
10 правил для родителей
- Умело обращается с предметами первой необходимости, игрушками, вспомогательными средствами и инструментами: работает с наборами, моделями, вырезает, рисует, красит, складывает бумагу, вытаскивает, склеивает, правильно переворачивает листы в книге и т.д.
- Справляется с работой с более мелкими предметами: бусинки, мелкие строительные элементы и т.д.
- Имеет освоенный и фиксированный зажим для захвата.
- Умеет пользоваться карандашом и мелом.
- Может нарисовать основные геометрические формы: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
- Различает правую и левую стороны, правую и левую руку.
- Сортирует элементы обычно слева направо.
- Использует правую или левую руку при рисовании и в других действиях, сразу становится ясно, правша или левша ребенок.
- Умеет различать зрительное и слуховое восприятие, то есть сравнивать основные черты и свойства предметов, находить их общие и различные черты, распознает различия между звуками, на слух расклаывает слово на слоги, а также находит различия между двумя цифрами или полными деталями.
- Сохраняет сосредоточенное внимание на деятельности в течение определенного периода времени, примерно 10-20 минут.
Созревание ребенка индивидуально. Так что если ребенок не справляется с некоторыми пунктами из десяти, не нужно паниковать и не пытаться подвергать их чрезмерным упражнениям. Следует позаниматься с ребенком, каждый день можно играть в игры с детьми в «Найди пять отличий» или нанизывать бусинки, рисовать, раскрашивать и т.д.