Если понаблюдать за 6-7-летними детьми, то станет очевидным, что с их поведением происходит что-то странное. Они становятся менее понятными и управляемыми, паясничают, говорят какие-то глупости, становятся вертлявыми. Педагоги и психологи говорят так: если ребенок потерял былые наивность и непосредственность, значит, в его жизни наступил очередной возрастной кризис.
Почему возникает кризис
В 7-летнем возрасте (время идти в школу) ребенок начинает постепенно входить во взрослую жизнь. Как и в любом переходном периоде, он сталкивается с различными трудностями, связанными с опытом, который успел у него накопиться. Иными словами, познания ребенка о себе и окружающем мире, приобретенные в дошкольном возрасте, расширили его возможности в эмоциональной, интеллектуальной и личностной сферах. Как известно, за новыми возможностями изменяются потребности, которые требуют удовлетворения, в том числе признания себя человеком, по-взрослому принимающим решения.
Когда взрослые не замечают новых потребностей ребенка, он начинает бунтовать: нарушать установленные в семье правила, обижаться по любому поводу, затевать драки. Некоторые родители жалуются, что у детей появляется жуткий консерватизм. Одни едят только картофельное пюре, другие носят лишь одежду зеленого цвета. Нередки проявления замкнутости и стеснительности, отсутствие страха и нарушения дозволенных границ.
Таким образом, под кризисом следует понимать реакцию на конфликт, являющийся результатом несоответствия детских представлений об окружающем мире. А резко изменившееся поведение – ответ ребенка на блокирование новых потребностей.
Как проявляется кризис
Возрастные кризисы психологи относят к неотъемлемым частям формирования личности. После прохождения каждого кризисного периода идет формирование психического новообразования, на котором строится дальнейшее развитие. Так, если у 3-летнего ребенка формируется его «я», то в 7-летнем возрасте дает о себе знать «я – социальное». Но до его формирования идет осознание ребенком своей личности, которой надо понять, что ей интересно. Ребенку крайне важно разобраться в своих эмоциях и научиться их скрывать от посторонних. Обычно на это уходит не более восьми месяцев. И в это время родители могут заметить явные изменения в поведении своего малыша.
Симптомы рассматриваемого кризиса внешне схожи с признаками других кризисов. Это слезы, крики, споры, обиды, замыкание в себе. И это не случайно, ведь, при любом кризисе ребенок оказывается на новой ступени развития. Отсюда выходит, что проявления «заболевания» остаются теми же, что и в три года. В тоже время для любого кризиса характерны свои отличительные спутники.
Самый яркий признак – феномен «горькой конфеты». Это когда за плохую работу ребенка оценивают положительно, он не испытывает от этого удовольствия и даже огорчается. Негативное переживание незаслуженной похвалы – это результат понимания малышом своих реальных возможностей.
Другие признаки очередного витка в развитии:
- потеря непосредственности – у ребенка впервые возникает вопрос, как он выглядит со стороны
- манерность – ребенок начинает подражать кому-то, причем он именно играет чужую роль
- скрытность – ребенку плохо, но он старается этого не показывать и не делиться своими тайнами даже с самыми близкими
Что делать родителям
Кризис семи лет совпадает с началом школьной жизни. Настигает понимание того, что пришло время взрослеть и примерять на себе ту или иную роль. Еще чадо начинает понимать собственные эмоции. Правда, последние пока еще остаются не подконтрольными, но уже есть понимание того, чем провоцируется переживание. Так как школьники больше не считают нужным рассказывать взрослым обо всем, что у них происходит и о чем они думают, родителей одолевают догадки, касающиеся таких перемен у ребенка.
При любом детском кризисе главная задача родителей – преодоление нового этапа с минимальными последствиями для отношений с ребенком.
Стратегия решения такой задачи:
1. Дайте ребенку больше свободы и не пытайтесь его «сломать». Хочет одно пюре, пусть ест. Чтобы уберечь здоровье малыша, купите ему комплексные витамины. Хочет ходить в одном розовом или зеленом, пусть ходит. Такие мелочи важны для психологического развития детей. Поэтому уступите, долго это не протянется. Возможно, стоит что-то разрешить из того, что раньше вы запрещали малышу, но при условии, что он справится. Контроль, конечно, должен быть, но незаметным детскому глазу.
2. Забудьте о насмешках, обвинениях и напоминаниях о том, что родители всегда правы. В этом плане важно не использовать фразы типа «Я же предупреждала», «Я так и думала, что у тебя ничего не выйдет без моей помощи» и т.д. Ребенок вступает в очень нелегкий период, когда он остро нуждается в помощи со стороны родителей. Мамам и папам надо проявлять любовь и понимание.
3. Не симулируйте обиду. Надо быть готовым к тому, что мама и папа станут для малыша не главными действующими лицами, ведь, он обзавелся школьными друзьями и новыми интересами. В утешение можем лишь сказать, что маска деловитости скрывает все того же милого любящего ребенка, пока еще зависимого от родителей. Вы сами это ясно осознаете, когда он столкнется с первыми трудностями.
Частная школа Ливингстон помогает детям максимально быстро адаптироваться к учебному процессу и новому коллективу. Доброжелательная атмосфера, внимательные педагоги, интересный досуг во внеурочное время — все это помогает ребенку посещать нашу частную школу с огромным удовольствием! Мы всегда рады новым ученикам!!