Подростковый возраст – переходный этап в развитии личности ребенка, в процессе которого происходит взросление, постепенное превращение ребенка во взрослого, связанное с обязательным активным участием в общественной жизни, взаимодействии с коллективом, становлении жизненной позиции и своего особенного и уникального «Я».
Этот возраст можно назвать особым ритуалом, которого придерживались многие народы в человеческой истории для посвящения ребенка и присвоения ему определенного общественного статуса.
К данному возрастному периоду применимы выражения «переходный», «переломный», «трудный», «критический», которые отображают всю сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов личностного развития. Происходит перестройка организма ребенка, физиологически явным становится отличие мальчиков и девочек, также происходят изменения в общении с родителями, учителями, в целом со взрослыми. Отдельную роль играют взаимоотношения со сверстниками, положение взрослеющего ребенка в коллективе таких же как и он изменяющихся детей.
К важнейшему и ведущему виду деятельности в подростковый период можно отнести действия на благо общества и интимно-личностные отношения со сверстниками.
Повышение степени осознания своих переживаний часто сопровождается преувеличенным вниманием к себе, некоторым эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое подросток производит на окружающих, а вследствие этого появляется застенчивость и комплексы.
Особое место начинает играть, как для девочек, так и для мальчиков, создание уникального внешнего вида. Именно в этом возрасте появляется желание поэкспериментировать со своей внешностью: к примеру, нередко девочки красят волосы в необычные яркие цвета, а мальчики делают модные, порой вызывающие стрижки и прически. Данное событие объясняется сильным желанием выделиться, заявить о себе, привлечь внимание сверстников противоположного пола, а иногда и выражение внутреннего протеста против правил, «придуманных» взрослыми.
Сильные и значимые изменения личности ребенка в подростковом возрасте создают определенный, зачастую острый, кризис в отношениях со взрослыми, сверстниками, а также в самосознании подростка. Кризис проявляется через конфликты и отстаивание своей личной и уникальной точки зрения ребенка подросткового возраста, такой же, как и его личность.
Заметив данные изменения в поведении подростка, родителям необходимо найти общие точки соприкосновения ребенка — постарайтесь выяснить, какие интересы привлекают ребенка, узнайте о них побольше, дайте понять ребенку, что вас сближает этот интерес. Ни в коем случае не давайте подростку замыкаться в себе, однако, личное пространство и время вы обязаны ему предоставить, уважая его право на данные потребности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что особенную роль в развитии личности ребенка в подростковом возрасте играют, так называемые, каналы социализации: семья, школа, сверстники, средства массовой информации и коммуникации. Тем самым, необходимо отметить, что личность подростка уязвима и находится под влиянием множества факторов. Грамотный подход в обучении и воспитании детей в переходный период поможет преодолеть все возникающие проблемы и трудности без осложнений и критических ситуаций в жизни ребенка. Лишь в совокупности, при грамотном подходе и помощи ребенку в этот, довольно сложный, переходный период, возможно повлиять на воспитание здоровой и гармонично-развитой личности подростка.
Частная школа «Ливингстон» помогает детям максимально быстро адаптироваться к учебному процессу и новому коллективу. Доброжелательная атмосфера, внимательные педагоги, интересный досуг во внеурочное время — все это помогает ребенку посещать нашу частную школу с огромным удовольствием! Мы всегда рады новым ученикам!!