разные типы личностей

Нередко даже самый любящий родитель может не понимать всех особенностей своего ребёнка и беспокоиться из-за его поведения. Все люди разные. И дети тоже. Психологическая наука уже не раз убедительно доказала, что ребёнок – не «чистый лист», на котором можно написать всё, что пожелается. Он рождается с определёнными особенностями, которые заложены в нём изначально. Их нельзя изменить, можно только принять и научиться к ним адаптироваться.

Возрастные особенности

Все дети развиваются по-разному: каждый с присущим лично ему темпом. Конечно, существуют некие объективные показатели развития, свойственные тому или иному возрастному периоду, однако у них может быть разброс от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому не стоит излишне критично сравнивать своих детей с их ровесниками. Присматриваться стоит, чтобы не упустить возможные задержки и отклонения в развитии, но жёстко требовать от своего ребёнка того, что может его товарищ – не надо. Есть большая вероятность того, что для него просто ещё не пришло время.

Типы личности

Практически все люди время от времени меряют других по себе – это свойственно человеческой природе. Однако сколь бы много общего в этой природе ни было, есть и существенные различия. В начале 20 века швейцарский психиатр Карл Густав Юнг выделил два основополагающих критерия измерения показателей личности – экстраверсию и интроверсию, которые широко известны и используются в психологическом типировании и по сей день.

Экстраверты и интроверты имеют довольно существенные отличия в поведении и восприятии мира, и если родитель является экстравертом, а ребёнок – интровертом, или наоборот, это может привести к некоторому недопониманию. Экстравертному родителю его интровертный ребёнок может казаться, например, недостаточно активным, малообщительным, слишком погружённым в себя. Не исключено, что он захочет попытаться исправить эти проявления. Однако увлекаться этим не стоит.

Главный критерий – это удовлетворённость самого ребёнка. Если у него есть явные проблемы в общении, конечно, стоит ему помочь и поработать над этим совместно. Но если, например, у ребёнка есть пара хороших товарищей, и он больше не стремиться ни с кем заводить дружбу – вполне возможно, что такое положение дел вполне покрывает его интровертные потребности и стоит оставить всё как есть, даже если на экстравертный родительский взгляд это «как-то неправильно».

Стили обучения

Никто не будет отрицать важность учёбы. Неудивительно, что именно она – один из самых частых поводов для родительских переживаний. Но всегда ли они имеют под собой серьёзные основания? Периодически случается так, что у ребёнка не столько проблемы с учёбой, сколько он не учится именно так, как хочет того родитель. Но это совершенно не значит, что он не может учиться хорошо. Возможно, дело в неверном понимании свойственного ребёнку стиля обучения. Широкой популярностью в психологии обучения имеет классификация стилей обучения по так называемым сенсорным модальностям.

Исходя из неё все люди делятся на:

  • визуалов, которые воспринимают информацию преимущественно зрительно
  • аудиалов, которые воспринимают её в первую очередь на слух
  • кинестетиков, для которых первоочерёдное значение имеют тактильные ощущения и совершаемые движения.

Чистые типы встречаются не так часто, но в большинстве случаев один из типов восприятия существенно преобладает. Так что, если внимательно понаблюдать за ребёнком и понять, что он склонен воспринимать и учиться через «глаза», возможно, найдётся достойное объяснение тому, что он не запомнил объяснений, «не слушал», что могло списываться на невнимательность или нежелание.

Напоследок стоит сказать, что для понимания своего ребёнка не обязательно быть профессиональным психологом или специалистом по обучению. Для того чтобы наладить с ним гармоничные взаимоотношения, достаточно просто внимательно за ним наблюдать и не стремиться сделать похожим на себя.

Похожие записи