очное обучение

«Я наблюдаю, что роль группы в процессе обучения сейчас явно недооценена. И не только из-за социализации, не в ней дело. У ребенка сейчас есть множество возможностей для социализации, помимо школы – кружки, факультативы, клубы и т.д. Но сам учебный процесс, выстроенный по принципу совместности, дает качественно другие плоды»

В родительской среде бытует мнение, что самый удачный вариант качественного образования – это индивидуальное обучение.

Сложно с этим спорить. В традиционных школьных классах очевиден ряд проблем, которые активно обсуждаются на родительских форумах и в чатах. Когда около 30 очень разных детей собраны в одной учебной группе, учителю далеко не всегда удается подобрать индивидуальный подход к каждому из них; сложно удерживать внимание всего класса, из-за чего возникают проблемы с дисциплиной; эмоциональные и организационные нагрузки на учителей часто глушат педагогический потенциал, что, конечно, сказывается и на качестве преподавания.

Помучившись в неподатливых рамках традиционной школьной системы, родители в качестве альтернативы для своих детей выбирают дистанционное обучение – такое, где образование происходит один-на-один, «один ребенок – один учитель». Предполагая, что ребенок достигнет больших учебных результатов, работая наедине с компьютером, учебной программой и репетитором.

Спорить с плюсами дистанционного обучения в эпоху вседоступного интернета попросту нелепо – они безусловно есть. Но вот сам процесс познания может быть организован очень по-разному. Мы убеждены, что грамотно выстроенное обучение в малых группах – такое, где с помощью разных методик целенаправленно достигается взаимодействие ребят, идёт командная работа над учебным заданием, налажена успешная внутригрупповая коммуникация – не менее эффективно, чем одиночное.

«9 тезисов в защиту группового способа обучения» или «Почему учиться сообща всё-таки лучше»:

 

  1. Когда мы учимся вместе – мы учимся работать в команде: слышать друг друга, поддерживать, продолжать мысль другого или разворачивать её на себя. Навыки командной работы, которые сегодня считаются одной из ключевых компетенций любого взрослого специалиста, нарабатываются ещё в школьном возрасте.
  2. Когда мы учимся вместе, у нас гораздо больше шансов отработать коммуникативные навыки – умение говорить, презентовать себя, доказывать свою точку зрения, высказывать связную мысль и доносить её до других.
  3. Как показывает опыт учителей, зачастую подростки помогают друг другу лучше понять сложные места, когда проговаривают это на «своём языке». Происходит своеобразный перевод, перекодирование информации с языка взрослого, учителя, на язык подростка. И как следствие – более полное встраивание знания в картину мира и опыт подростка.
  4. Только обучение вместе дает возможность взаимного обучения – когда один ученик берёт на себя ответственность и драйв научить другого или других. Обучение становится не обязанностью, а интересным и устойчивым совместным делом.
  5. Нам в школе важно, чтобы обучение строилось от вопросов, которые появляются у самого ребёнка в процессе познания. А вопросы, как показывает опыт, часто рождаются «об кого-то», в процессе совместного мышления в группе.
  6. В обучении принципиально важны инсайты, личные открытия ребёнка. Опыт показывает, что чаще и вернее всего это случается в групповой работе, во время совместного обсуждения сложных мест, проговаривания и дискуссий.
  7. Вместе веселее! Просто-напросто легче и быстрее подзарядиться энергией и интересом от других учеников во время совместной работы. Если в группе из 8 человек пятеро чем-то заинтересованы, то и остальные трое скорее всего проникнутся этой энергетикой.
  8. Когда мы начинаем работать с научными понятиями и концепциями, то принципиально, чтобы такая работа происходила в диалоге. Мало заучить готовую формулировку. Прокручиваясь через диалог, через совместное обсуждение, понятия по-настоящему присваиваются учеником, становятся частью его картины мира и значимо влияют на дальнейший способ жить свою жизнь.
  9. Для нас очень важно строить обучение на основе реального жизненного опыта учеников. И чем больше и многообразнее тот личный опыт, который мы осмысляем в процессе обучения, тем успешнее это происходит.

Похожие записи