Типы уроков в развивающем обучении Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Уроки постановки учебной задачи

Постановочный, или вводный — это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Урок решения учебной задачи

Обеспечив столкновение школьников с необходимостью овладения новым способом действия, учитель организует его поиск. Решить учебную задачу — это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. Функция учителя в этом случае состоит в организации совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.

Урок моделирования и преобразования модели

Цель моделирования — выделить и зафиксировать с помощью схемы, рисунка наиболее общее отношение в предмете для его исследования.

В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся. Оно — средство анализа и решения задачи, которая родилась в процессе предметных преобразований. За моделью у каждого ребенка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.

В начальной школе либо моделирование сопровождает предметные действия, либо модель строится после того, как действия выполнены. «Место» модели определяется в зависимости от задания. Действия сопровождаются моделью, например, когда конструирование способа легче выполнить на модели; как этап работы над текстовой задачей (заключенные в тексте отношения по ходу чтения отражаются схематически). В случае, когда способ решения задачи находится практически, модель строится по окончании действий для того, чтобы осмыслить их. Это позволяет определить характер усвоения, овладение учащимися умением переходить от предметных действий к работе с моделью.

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Уроки данного типа можно условно разделить на две группы:

  1. уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;
  2. уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.

Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности.

Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа в системе развивающего обучения является его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области. Это помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, а позволяющую решать новые практические задачи по расширению своего «Я».

Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. Использование способа, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях, позволяет ребенку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между предметами — сторонами единого мира.

Урок контроля и оценки

Основная цель урока контроля и оценки для учителя — через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора для выполнения заданий из предложенных, а также возможность составления проверочных работ для одноклассников.