Выбирая школу для своего ребенка, каждый родитель ищет не просто место обучения. Он выбирает маленький мир, в котором ребенку предстоит проводить огромную часть жизни. Этот мир состоит не только из набора различных учебников, программ, расписания уроков, интерьера и дизайна помещений. Это прежде всего мир людей с их убеждениями, мировоззрениями, привычками и порядками.

Мы хотим познакомить вас с принципами наших учителей, их педагогическими позициями в различных вопросах (прежде всего, вопросах воспитания). Нам хотелось бы также рассказать вам о том, какими способами, средствами, через какие технологии обучения учителя школы добиваются намеченных целей.

Вы уже обратили, наверное, внимание на название школы — «Ливингстон». Легенда гласит, что название связано с произведением Ричарда Баха «Чайка по имени Ливингстон». Чайка Джонатан Ливингстон охвачен страстью к полетам, самосовершенствованию, ему претит мысль о примитивном существовании ради еды. У Джонатана есть мудрая чайка-наставник Чианг, который учит его перемещаться со скоростью мысли в пространстве и времени, бороться с ограниченным набором заранее запрограммированных возможностей. Все осуществимо, когда есть осознание цели и страстное желание учиться.

Безусловная ценность для ливингстонцев — это стремление к свободе самовыражения и самосовершенствования, поиск своего пути развития. Мир стал гораздо более сложным и непредсказуемым, мы уже не можем и не должны растить детей в ограниченных, тепличных условиях, мы хотим дать в руки детям инструменты учебы и труда, чтобы они в любой ситуации, в любой точке земного шара могли выстраивать свою образовательную траекторию, преобразовывать пространство, привносить в него добро и свет. Примитивному существованию в нашей школе места нет.

«Я старше — я умнее» — не наш принцип. Мы считаем, что каждый человек достоин уважения и каждый вправе быть услышанным. Мнение ученика, его выбор, его решение так же важны, как и решения учителей. Здесь безусловно важно умение договариваться, слушать и слышать друг друга, для этого в школе приняты правила делового и сетевого этикета. Культура общения, учения для нас такая же ценность, как интеллектуальные, творческие, спортивные достижения.

Из всех систем обучения наиболее близкой по сути и содержанию для нас оказалась система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Особенность этой педагогической системы в том, что ребенок здесь не объект, а субъект обучения, и целью учебы является не зазубривание материала, а овладение средствами и способами учения. Система направлена на развитие абстрактного и теоретического мышления учеников, она опирается на возрастную психологию Л.С. Выготского. Задача учителей не передавать знания, а «учить учиться», способствовать активной жизненной позиции.

Наряду с принципами развивающего обучения Эльконина-Давыдова в начальных классах мы придерживаемся принципов деятельностного подхода в средней школе. Деятельностный подход подразумевает включение детей в поисковую, исследовательскую, проектную работу. Самостоятельно проходить все этапы исследования, сталкиваться с неизбежными трудностями, определять границу своих возможностей — этому у нас учатся все ребята. День детских инициатив, День изобретателей, конкурсы проекта «Живая планета Земля», образовательные экскурсии — все это проводится через технологию образовательных событий, когда осваивается пространство неизвестного, рождаются новые идеи, идут пробы и испытания.

Если у ученика нет выбора, нет права установления своей «планки» уровня обучения, если его постоянно сравнивают с другими, если все решают и делают за него, то он никогда не станет самостоятельной личностью, человеком, отвечающим за свои поступки. Поэтому мы считаем принципиально важным создание ситуаций выбора (тем, областей исследования, форм и видов работы, состава учебной группы и т.д.), создание условий для самооценки, самоанализа, качественной рефлексии пройденных этапов обучения. Год в нашей школе заканчивается «Радугой талантов», где каждый ученик показывает то, что он полюбил, что он освоил, чему научился. Учителя не остаются в стороне, они участвуют в этом празднике так же, как и ученики, потому что тоже росли, тоже развивались и достигли успехов. Вместе — вот главное слово, которое отражает пройденный путь, учебный цикл.