Симптоматика школьной фобии очень разнообразна и требуют диагностики на многих уровнях. Одним из симптомов, составляющих это расстройство, является прогул в школе. Часто этот процесс проходит в три этапа.
- Первый этап: родители могут наблюдать, что ребенок все чаще жалуется на одноклассников или учителей. Вполне рационально он может убедить своих родителей, что данная школа ему не подходит.
- Второй этап: более длительные прогулы и поиск оправданий, чтобы вообще не выходить из дома в школу: якобы плохое самочувствие, фальшивые боли в животе или горле и т.д.
- Третий этап: ученик окончательно отказывается ходить в школу. Это сопровождается рядом серьезных эмоциональных и когнитивных симптомов, а также психосоматических и поведенческих.
Эмоциональные симптомы фобии:
- Тревога и панические атаки, усиливающиеся перед походом в школу, особенно в такие моменты, как вечер воскресенья или окончание каникул.
- Нарушения памяти и проблемы с концентрацией внимания, снижение интеллектуальных способностей.
- Деперсонализация, т.е. ощущение нереальности, восприятие реальности и ощущение эмоций так, как будто они находятся за занавесом, были нереальными, отображенными извне, как кино.
- Обсессивно-компульсивные мысли, т.е. сильное принуждение к выполнению одних и тех же действий.
- Апатия, отсутствие мотивации, общая депрессия, эмоциональная нестабильность, раздражительность, ангедония, т.е. неспособность испытывать радость.
Психосоматические симптомы школьного невроза
- диарея, запор, тошнота
- аритмии, учащенное дыхание
- бледность кожи, высыпания и другие кожные высыпания
- головные боли и головокружение
- тревожность, раздражительность
- бессонница, ночные кошмары
- колебания температуры тела, чрезмерная потливость
- тремор, напряжение, мышечные спазмы
- ночное недержание мочи.
Школьная фобия может влиять и на поведенческий аспект, т.е. поведение ученика. Далее существует ряд патологий, среди которых прогулы и уклонение от школы являются лишь частью проблемы.Также возможны такие явления: бегство от социальных контактов, абстиненция, отсутствие инициативы, желание остаться незамеченным, далеко идущая застенчивость.
Принятие позиции «козла отпущения», позволяя другим детям быть жестокими, провоцируя насмешки с чрезмерно покорным и извиняющимся отношением. Агрессивное поведение по отношению к другим ученикам, учителям, иногда также по отношению друг к другу. Они могут возникнуть даже в ситуации, когда «расстановка сил» неблагоприятна и может закончиться провалом.
У кого может развиться школьная фобия?
В каком возрасте чаще всего появляется школьная фобия? Очень часто около 3-5 и 7-8 лет, так в начале дошкольного и школьного образования. Это прорывные моменты в жизни каждого человека по многим причинам, связанные с переживанием совершенно новой, ранее неизвестной реальности, часто вселяющей страх. Как упоминалось ранее, именно тогда происходит большинство случаев острой фобии.
Страх перед школой также появляется в подростковом возрасте, часто принимая хроническую форму, что является результатом многолетнего накопления проблем, а также возрастающей сложности эмоционально-познавательной системы взрослеющего ученика и сложности окружающего его мира.
Частная школа Ливингстон помогает детям максимально быстро адаптироваться к учебному процессу и новому коллективу. Доброжелательная атмосфера, внимательные педагоги, интересный досуг во внеурочное время — все это помогает ребенку посещать нашу частную школу с огромным удовольствием! Мы всегда рады новым ученикам!!