Наверное, каждому из нас приходилось наблюдать детей, истерично кричащих «не хочу!» (есть, одеваться, идти в школу или детсад…). Причины такого поведения у детей могут быть разными. Хорошо, если это просто каприз — тогда родителям достаточно просто спокойно и терпеливо поговорить с ребенком. А если у малыша развивается невроз, все гораздо сложнее.
Каприз — это немотивированное упрямство ребенка (хочу-буду!), негативизм по отношению к взрослым — лишенное разумных оснований, сопротивление их требованиям. В основе детского каприза — категоричное желание добиться чего-то, что ему запрещено. Как правило, капризы сопровождаются слезами, криками, топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку вещей, валянием по полу.
Такое поведение ребенка — прямое следствие неправильного поведения родителей, которые по разным причинам (лень, занятость, недостаток терпения или просто глупость) потакают ему во всем. Таким родителям проще уступить прихоти ребенка, чем объяснить, почему эта прихоть не должна быть выполнена.
Проявляются неврозы по-разному: в повышенной возбудимости, раздражительности, гиперактивности, агрессивности. Невроз может проявляться и соматически: головными болями, нарушениями сна и т.п.
Среди младших школьников часто встречается невроз страха, одна из разновидностей которого — школьный невроз. Малыши, не приученные к самостоятельности, плохо привыкают к школьной обстановке. Необходимость посещать школу вызывает у них раздражение. Нередко в ответственные моменты появляются рвота, недержание мочи.
В некоторых случаях школьный невроз принимает форму навязчивого страха устного ответа. Ребенок, прекрасно выполняющий письменные упражнения, совершенно теряется у доски — бледнеет, краснеет и не в силах справиться с самым простым заданием.
Причинами неврозов могут быть эндогенные факторы (генетическая предрасположенность, наследственные заболевания и врожденные патологии), школьные, семейные, межличностные конфликты.
Остановимся на том, что нужно знать каждому родителю.
В детском возрасте психиатры выделяют четыре уровня нервно-психологического реагирования: сомато-вегетативный (в возрасте до 1 года), психомоторный (от года до трех), аффективный (до 6 лет) и идеаторный (подростковый возраст), в зависимости от которых проявляются различные симптомы неврозов.
В самом раннем детстве у ребенка формируется такая базисная характеристика личности, как доверие-недоверие. Если в это время ребенка редко берут на руки, если он чувствует дефицит любви, заботы и тепла, то на протяжении всей жизни доверие к людям у него никогда не появится, а отсюда агрессия. В младенческом же возрасте отсутствие или дефицит родительской любви приводят к таким проявлениям невропатии, как расстройства сна и стула, рвота, испуги.
Не следует впадать и в другую крайность — в гиперопеку. Нужно ребенку предоставлять возможность проявлять самостоятельность. Иначе в период психомоторного реагирования, когда формируется самостоятельность, в ребенке не закрепится такая важная черта. В этот же период формируется чувство стыда. Если ребенка постоянно критиковать и упрекать, в нем закрепится это ощущение. В этот период нервные расстройства проявляются в форме гиперкинезов (тиков), заикания, неврозов навязчивых состояний (некоторые грызут ногти, другие «шмыгают» носом).
В третий кризисный период особенно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка возникают такие базисные характеристики, как инициативность и чувство вины. Важно, чтобы в дошкольном возрасте инициативность поддерживалась и развивалась. Чувство вины порождает страхи, межличностные отношения не складываются. Ребенок становится изгоем или конформистом (как все, не хочет выделяться). В этот период возможны такие проявления неврозов, как тревожность, аффективные расстройства (крики, гиперактивность), страх перед животными, темнотой и т.д.
В подростковом возрасте формируются такие базисные характеристики личности, как деятельность и ощущение полноценности-неполноценности. В подростках закладываются основы самоуважения, самореализации, самоутверждения. Самые сложные невротические расстройства, которые перерастают в психотические расстройства (психозы), — у детей подросткового возраста. Неправильное поведение взрослых может привести к комплексу неполноценности, депрессии, нервной анорексии и другим серьезным нарушениям психики.