Помощь по хозяйству

В процессе воспитания постепенно родители начинают требовать от своего ребёнка ответственности. Ребёнок должен отвечать за собственные поступки, анализируя их, а если он не делает этого, его начинают называть равнодушным и безответственным человеком. Однако часто родители начинают требовать этого от ребёнка, совершенно не объяснив ему, что такое эта ответственность и откуда она берётся. Для того, чтобы ребёнок был ответственным, это понятие должно вкладываться с детства, в противном случае, сложно ожидать, что в определённом возрасте ребёнок проснётся и сразу станет ответственным.

Первые уроки можно давать ещё на начальном этапе познания мира. В этот момент ребёнок ещё не даёт оценки своим действиям, для него они не имеют эмоциональной окраски. Понять, что такое хорошо, а что плохо, ребёнок в такой ситуации может только по реакции взрослых: позитивной или негативной. Постепенно, наблюдая эти реакции, он начинает понимать, что иногда его действия приводят к негативным последствиям как для него, так и для тех, кто его окружает. И вот поэтому, важно не просто реагировать на действие, а объяснять, почему тот или иной поступок хорош или плох. Иначе ребёнок рискует просто не понять причины негативной реакции. Напротив, постоянное разъяснение позволит намного быстрее понять, где проходят границы дозволенного, а также анализировать в свете этих правил другие свои действия.

И здесь начинается следующая ступень ответственности. Ведь в первую очередь, ответственность – это осознанный выбор. Именно для ребёнка должны быть понятия «хорошо» или «плохо». В противном случае, есть риск того, что негативные вещи будут просто делаться за спиной. Ведь если мама или папа не видят, негативной реакции не будет! В этом случае поведение ребёнка в будущем может быть совершенно не контролируемым. Кроме того, не давая объяснений, очень легко настроить ребёнка своими негативными реакциями против себя. Напротив, ребёнок должен доверять своим родителям и просить у них совета, тогда ответственность в ребёнке будет воспитать намного проще. Постоянное разъяснение окружающих событий даст ребёнку богатую пищу для анализа, и на основе этих действий он сможет построить своё поведение, которое будет основано именно на его выборе, а значит – чёткой, психологической установке.

Сейчас очень много новомодных воспитательных направлений, когда дети до определённого возраста не знают слова «нет», им ничего не запрещается, их ни за что не ругают. Откуда же в ребёнке в этом случае возьмётся ответственность? Единственным источником анализа для него становится реакция его организма, в смысле «больно/не больно», но этих факторов мало для того, чтобы сформировать чёткую и правильную картину мировоззрения.

Однако не стоит и перегибать с наказаниями, ведь дети начинают врать и изворачиваться, чтобы избежать их. Необходимо постоянно беседовать с ребёнком, постоянно разъяснять ему, что происходит вокруг, и хорошо это, или плохо, и главное — по какой причине. Это позволит создать тёплые и доверительные отношения, а также сформировать ответственное отношение ребёнка к окружающему миру. Он станет ответственным тогда, когда будет знать, что от его выбора зависит достаточно многое, а родители – это те, кто желают ему добра и подскажут тот выбор, который даст лучший результат.

Ко всему прочему, именно такое отношение позволит намного раньше сформировать в ребёнке взрослую и ответственную личность, при этом не лишая его детства. Однако даже маленькие дети часто стремятся помочь родителям, если это не несёт угрозы жизни ребёнка, не запрещайте ему этого. Пусть уже учится делать некоторые дела, что будет ему весьма нелишним в будущем.

Следуя этим простым советам, сформировать в ребёнке ответственность намного проще, чем просто требовать её от него.

Похожие записи