Как научить ребенка ошибаться?

Одним из важных умений, которые помогают достичь успеха в жизни – умение ошибаться и признавать свои ошибки. Родители не учат детей этому навыку специально, хотя он полезен в любом возрасте.

За ошибки родители чаще ругают. Им вторят учителя. Вспомнить только школьные годы: чем больше ошибок, тем хуже оценка. Неудивительно, что у ребенка складывается впечатление, что ошибаться – это плохо и непозволительно. Во что это превращается во взрослом возрасте? В страх перед ошибками, в прокрастинацию, в осуждение других.

Если ребенку с детства внушают, что ошибаться нельзя, он будет предъявлять к себе и окружающим высокие требования. Но если себя он может контролировать, то за других отвечать невозможно. Из этого вытекают критика, недовольство, претензии к другим людям, которые, по мнению человека, ведут себя «неправильно», допускают ошибки.

Эмпатия и терпимость к другим людям помогают жить в обществе, поэтому не стоит ограничивать ребенка в представлениях о том, что правильно, а что нет.

Родитель может показать, что ошибка в одном случае будет правильным ответом для другой ситуации. Или что в одном вопросе может быть несколько правильных ответов.

Неумение совершать ошибки нередко приводит к синдрому отличника. Так называют психологическое состояние, при котором человек стремится каждое дело довести до совершенства, все делать правильно, не допускать ошибок. Синдром проявляется с детства у детей, которые сильно переживают из-за учебы, боятся получить плохие отметки.

Обратная сторона стремления не допускать ошибок – не делать ничего. Бесконечно откладывать, потому что если человек ничего не сделает, он не ошибется.

Чтобы у ребенка сформировалось адекватное отношение к ошибкам, родителям необходимо разобраться, как они сами относятся к неправильным ответам или действиям.

Если у взрослого «синдром отличника», он, скорее всего, передаст его ребенку. Если мама ругает сына даже за четверки – негативное отношение к ошибкам неизбежно. Поэтому родители должны начинать с себя. Учиться относиться к ошибкам спокойно, объяснять, что именно было сделано неправильно. Родители должны дать ребенку понять, что ошибаться – это нормально, обычно и неизбежно. Можно приводить примеры, когда через ошибки и неудачи люди добивались успеха, учились новому или делали открытия.

Обязательно проводить работу над ошибками, помогать детям решить ситуацию по-другому. Неправильно просто переделывать за ребенком ошибку. Тогда он не запомнит, что именно было неправильно и почему. Взрослый указывает на ошибку, объясняет, почему это неверно, и предлагает подумать, как можно исправить. Собственный опыт более ценен, чем чужие объяснения.

Родители должны поддерживать ребенка в случае неудачи. Ни в коем случае нельзя ругать, осуждать или смеяться. Для взрослого это будет моментом, который вскоре забудется, а ребенок может запомнить насмешку на всю жизнь.

Если в школе идет сильное давление на ребенка из-за плохих оценок, дома должна оказываться дополнительная поддержка. Как минимум нужно показать, что ребенок несет ответственность за свою учебу, Что невыученные уроки – это не конец света, но они ведут к отсутствию знаний и плохим оценкам. Если давление со стороны учителя деморализует ребёнка, стоит поговорить об этом с педагогом.

Ребёнок устроен так, что быстрее он запомнит то, что вызвало у родителей эмоциональную реакцию. Поэтому если взрослый бурно реагирует на ошибку, а правильный ответ воспринимает, как должное, у ребёнка сложится впечатление, что ошибки он допускает чаще. В будущем из таких детей вырастают взрослые, которые уверены, что они неудачники, у которых ничего никогда не получается. Задача родителей – закреплять позитивное поведение. Ошибки случаются, ребёнок должен это понимать, принимать, делать выводы и двигаться дальше.

Похожие записи