/
/
Занятия ТРИЗ: какая в них польза для детей?

Занятия ТРИЗ: какая в них польза для детей?

Поделиться:

VK
Twitter
Facebook

Время на прочтение: 3 минут(ы)

Сервис Pocket
Распечатать на принтере

Пятакова Ольга Александровна, учитель начальных классов, математики и истории, эксперт по ТРИЗ-технологиям

 

Для чего детям осваивать ТРИЗ и что это такое? — спросите вы. Прочтите эту статью внимательно, и вы обязательно захотите, чтобы ваш ребенок освоил приемы ТРИЗ.

Система ТРИЗ появилась в 1946 году. Её основатель Генрих Альтшуллер, учёный и писатель-фантаст, который начал изучать приемы решения изобретательских задач. Он разработал 40 (в дальнейшем образовалось 50) приемов устранения противоречий — принципы изобретательства, которые и легли в основу ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, умения решать любую проблему простым и оригинальным способом, сформировать восприятие жизненной и учебной проблемы не как непреодолимого препятствия, а как задачи, которую можно и нужно решить.

Развивая мышление с детства, мы закладываем основу для взрослой жизни. ТРИЗ — это система инструментов для креативного, критического мышления. Эти инструменты развивают изобретательский потенциал человека.

В основе системы лежит решение открытых задач. Решая такие задачи, ребенок учится находить креативные и эффективные решения. Именно это активизирует его мышление.

Занятия ТРИЗ не похожи на традиционную школу. Здесь нет оценок и единственного верного решения. Дети рассуждают, размышляют, ищут противоречия. Поиск верного пути пробуждает в детях азарт и гордость за самостоятельно найденное решение. Все это повышает самооценку ребенка, учит его не бояться ошибаться, высказывать своё мнение — правильное или неправильное.

Сами того не замечая, мы каждый день решаем задачи ТРИЗ. Чем раскатать тесто, если нет скалки? Как переплыть реку, если нет лодки? Как поступить, если опаздываешь или забыл важные документы?

В современном мире, когда через нас проходят потоки информации, методы ТРИЗ очень актуальны. Умение ориентироваться в информационном поле, анализировать информацию, выделять главное, экономично использовать ресурсы — вот чему мы должны научить наших детей. Эти навыки помогут им быть успешными, уверенными в себе.

На занятиях ТРИЗ дети осваивают приемы фантазирования, изобретают, исследуют, учатся строить логические цепочки, причинно-следственные связи. Они учатся отстаивать свою точку зрения, принимать мнения других людей, презентовать свою работу.

Приведём примеры задач, которые дети решают на занятиях.

Строители в процессе работы обнаружили участок трубопровода. Требовалось, не разрушая его, определить, куда течет вода. Строители сумели это сделать, не вскрывая трубу. Угадайте их решение с помощью вопросов игры «Да — Нет». 

Ребята с увлечением анализировали ситуацию и предложили массу вариантов. В итоге пришли к верному решению: если трубу нагреть в одном месте, то там, куда вода течет, она будет теплее.

Особое внимание уделяется методам, которые развивают умение исследовать. На занятиях дети сами, исследуя объекты, выводят правила, закономерности. Так, например, исследую копилку (один из инструментов ТРИЗ), ребята смогли самостоятельно выявить закономерность: в более теплом климате теплокровные животные мельче, а в более холодном — крупнее. А ведь это правило подтверждено учеными-биологами.

Как видите, ТРИЗ развивает мышление, фантазию, учит проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 16

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Копировать ссылку на статью

Поделиться:

VK
Twitter
Facebook
© «livingstonschool.ru», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Отправить ссылку на Email

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных.